Характеристика районов исследования
Превышение предельно допустимых концентраций по взвешенным веществам в течение анализируемого периода отмечено во всех районах города, среднегодовая концентрация пыли в целом по городу составила 1,1 ПДК. Наибольшей запыленностью отличается Железнодорожный район (наибольшая запыленность в течение всего исследуемого периода), а также Октябрьский и Центральный районы, где среднегодовая концентрация примеси превысила ПДК в 1,2-1,4 раза.
Загрязнение воздуха диоксидом азота превышает нормы во всех районах города. Максимальная из разовых концентраций - 2,7 ПДК -зарегистрирована в марте 2009 года, в Железнодорожном районе, превышения норм также наблюдались в Ленинском районе. Основной источник загрязнения воздуха диоксидом азота - автотранспорт и предприятия теплоэнергетики.
Превышения предельно допустимых концентраций сажи регистрировались в течение всего исследуемого периода, во всех районах города. Наибольшее содержание этой примеси отмечалось в 2009 году в Центральном районе (старая часть города), а также в 2010 году в Ленинском. Источник загрязнения - мелкие котельные, печи частного сектора, автотранспорт.
Средняя за год концентрация бенз(а)пирена, продукта любого процесса горения, более чем в 3 раза превысила стандарт ВОЗ. Наибольшая концентрация примеси наблюдалась в феврале 2010 и в январе 2009 года в районе пл. Октября (Железнодорожный район).
Средняя за года концентрация формальдегида превышала норму во всех районах города. Максимальная из разовых концентраций - 3,1 ПДК зарегистрирована в 2008 году в Центральном районе. В теплый период года - в месяцы с интенсивной солнечной радиацией, средние концентрации примеси превышали ПДК в 6-8 раз.
Превышения ПДК по оксиду углерода в разовых пробах регистрировались во всех районах города. Максимум концентрации примеси 1,8 ПДК зафиксирован в Железнодорожном (в декабре 2010 года) и Центральном (в июне 2010 года) районах, а также в 2009 году в Индустриальном районе.
Максимальные концентрации фенола, зарегистрированы в Ленинском районе в апреле 2010 года и в Индустриальном в 2009 году. Средняя за год концентрация примеси не достигла 1,0 ПДК ни в одном районе города.
Учитывая, все выше сказанное, можно сделать вывод, о том, что большая территория города и неравномерное размещение крупных промышленных предприятий и ТЭЦ определили некоторые различия в уровне загрязнения различных административных районов краевого центра. Важно принять во внимание еще и тот факт, что в исследуемый период и по сей день в г. Барнауле наблюдается спад промышленного производства и главным источником загрязнения окружающей среды стал автотранспорт (через Железнодорожный район проходят все основные автомагистрали; самая большая плотность автотранспорта).
Все это дало возможность выбрать для анализа контрастные в экологическом отношении территории: относительно «чистый» - Индустриальный и соответственно «загрязненный» - Железнодорожный районы (отчеты Управления природ. ресурсов и охр. окр. ср. Алт. Края, 2007-2010 гг.).
Еще статьи по теме
Стратегии охраны природы
Человек - один из многочисленных видов животных,
обитающих на Земле. Одна из особенностей его в том, что среди прочих видов у
него самая сильная средопреобразующая деятельность. В последний век она
приобрела такой размах, что встал вопрос ...
Экологические проблемы Приморского края
Вопросы
улучшения экологической ситуации, устойчивого развития, уменьшения потребления
природных ресурсов на единицу валового продукта, роста энергоэффективности
экономики сегодня сформулированы как приоритетные задачи государства.
Не
...