Особенности пространственно-функциональной организации лесной растительности лесостепной полосы Нижегородского Поволжья
Дубравы в широком смысле являются наиболее уязвимым типом растительности средней полосы России. В Поволжском регионе они - один из ключевых компонентов лесостепных ландшафтов, но в настоящее время подверглись глубокой деградации и находятся на грани исчезновения. Это обусловливает актуальность мероприятий по их охране и восстановлению, что, в свою очередь, невозможно без понимания их пространственно-функциональной организации; изучение последней подразумевает анализ структуры как сообществ, так и объектов инфраценотического уровня. Согласно современным представлениям, структура упомянутых систем определяется в значительной степени экологическими факторами (не умаляя, конечно, значения антропогенного пресса и внутриценотических взаимодействий). При этом необходимо отметить, что изучение именно экологических закономерностей связано с методическими трудностями определения различных характеристик экологических режимов; эффективным и относительно нетрудоемким решением здесь является косвенная оценка экотопа методами фитоиндикации. С другой стороны, экологические связи отражаются на пространственной структуре растительности и проявляются в форме ассоциации видов в корреляционные плеяды. Поднимаясь с внутриценотического уровня на инфраценотический, пространственные аспекты структуры приобретают форму распределения типологических и структурных единиц мезомасштаба на более крупных элементах ландшафта и могут изучаться средствами количественной классификации. Опыт применения соответствующих методических подходов для анализа структуры лесостепных дубрав Нижегородского Поволжья излагается в настоящей работе.
Еще статьи по теме
Разработка проекта организационно-технических мероприятий по совершенствованию природоохранной деятельности
Одним из основных направлений, обеспечивающих эффективное и устойчивое
экономическое развитие предприятий, является применение экологически
ориентированных информационных систем управления, которые являются частью общей
системы администрат ...
Экологические проблемы автомобильного транспорта
Ежегодно в мире в автомобильных двигателях
внутреннего сгорания сжигается около 2 млрд. т нефтяного топлива. При этом
коэффициент полезного действия в среднем составляет 23%, остальные 77% уходят
на обогрев окружающей среды.
В крупных г ...