Влияние транспортных загрязнений на жизнедеятельность растений
загрязнение воздух транспортный растение
Возвращаясь к проблеме оценки загрязнения придорожной территории с помощью специально посаженных биоиндикаторов, необходимо отметить, что отрицательное воздействие выхлопных газов автомобилей проявляется на некоторых растениях настолько отчетливо, что их с успехом можно использовать для обнаружения опасной для здоровья людей концентрации выбросов транспортных потоков. Чрезвычайно чувствительна к выхлопным газам транспортных средств традесканция. Окраска ее тычинок меняется из синей в розовую при увеличении в воздухе содержания некоторых газов, выбрасываемых двигателями внутреннего сгорания. Помимо этого растения могут выступать в качестве индикаторов образования фотохимического смога. С помощью гамма облучения японские биологи вывели очень чувствительный к смогу сорт бегонии, которая при первых признаках фотохимического смога покрывается пятнами. Если концентрация фотооксидантов продолжает увеличиваться, то пятна вздуваются, затем образуются сквозные отверстия. Кроме того, японские исследователи предложили в качестве индикатора повышенной концентрации в воздухе озона растения ипомеи сорта Scarlet О'Наrа. В Швейцарии для этой же цели применяются тополь черный и клевер луговой. В Германии используют следующие биоиндикаторы загрязнения воздуха: общего загрязнения - лишайники и мхи; тяжелыми металлами - слива, фасоль обыкновенная; диоксидом серы - ель, люцерна; сероводородом - шпинат, горох; фотооксидантами - крапива, табак; полициклическими ароматическими углеводородами - соя, недотрога обыкновенная.
Таким образом, учитывая высокую чувствительность некоторых растений к воздействию автотранспортного загрязнения, их можно использовать в качестве индикаторов его уровня на придорожной полосе. Однако для этого необходимо соблюдение следующих условий:
воздействия должны приводить к заметной реакции растения;
эффекты должны хорошо воспроизводиться и характеризоваться специфическими симптомами, свойственными воздействию конкретных загрязняющих веществ;
растения должны обладать чувствительностью к низким концентрациям загрязняющих веществ и быть устойчивыми к болезням и вредителям.
Известно несколько эффектов воздействия загрязнения воздуха на растения, которые можно условно разделить на эффекты острого и хронического воздействия. Примерами первого типа являются хлороз или некроз ткани листьев, опадание и свертывание листвы, искривление стеблей. К эффектам хронического воздействия относится замедление или прекращение нормального роста и развития растений, медленное увядание растения или его органов.
Основной проблемой использования растений-биоиндикаторов для мониторинга автотранспортного загрязнения является оценка эффекта одновременного воздействия на растения нескольких веществ, находящихся в воздухе, которое может быть аддитивным, антагонистическим или синергетическим. Поэтому идеальное растение-индикатор должно обладать исключительной чувствительностью к действию только одного загрязняющего вещества.
Значительно проще оценить общее воздействие дороги на придорожную экосистему. Согласно исследованиям последних лет, выявлены различные зависимости «доза-эффект» для некоторых биологических видов с учетом факторов, воздействующих в придорожной зоне. Так, неудовлетворительное состояние березы наблюдается при количестве обменного натрия 0,55%, суммарном показателе концентрации загрязнения почв тяжелыми металлами, равном 68, и интенсивности движения более 3600 авт./ч. Удовлетворительное состояние березы наблюдалось при интенсивности движения 2500 авт./ч.
Еще статьи по теме
Экологическая оценка процессов загрязнения природных вод и технологий их очистки на станциях Водоканала
Одной
из самых острых проблем современности является нехватка чистой питьевой воды в
крупных городах. Реки и озёра уже не могут выполнять многих своих функций: воду
из них нельзя использовать для приготовления пищи, в них нельзя ловить рыб ...
Создание оборотного водоснабжения на станции очистки гальванических стоков
Гальванические покрытия являются одним из эффективных
методов защиты от коррозии, они также широко применяются для придания
поверхности деталей ряда ценных специальных свойств: повышенной твердости и
износостойкости, высокой отражательной ...