Методика расчета и процедура взимания платежей за загрязнение окружающей среды
Рассмотрим более подробно каждый из элементов экономического механизма экологического управления.
Система экологического учета. Управленческая функция учета в экологической сфере осуществляется в организационно-правовых формах составления балансов и ведения государственных кадастров природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов.
В наиболее общем смысле термин «баланс» означает соотношение взаимосвязанных показателей каких-нибудь процессов или явлений: политических сил, торгован» энергии, материалов и т. д. Категория «баланс» применяется также в природоресурсной сфере для оценки состояния. определения направлений, целевого назначения, форм, способов и характера использования и охраны естественных богатств, а также условий и причин их выпадения из экосистем или выбытия из сфер и отраслей антропогенной деятельности.
Природные ресурсы, находящиеся в пользовании, потенциально пригодные, предназначенные и предоставленные для использования, являются балансовыми Естественные блага, по разным причинам выпавшие из соответствующих сфер и отраслей человеческой деятельности. относятся к забалансовым. Последними могут признаваться участки указанных кадастров на конкретные органы государственного управления, академические и учебные учреждения.
Общие нормы о кадастрах природных ресурсов включены в Кодекс о эсмлс (ст. 142-144), Кодекс о недрах (ст. 39), Водный кодекс (ст. 92), Лесной кодекс (ст. 88), Закон «Об охране и использовании животного мира» (ст. 13,14) Приняты положения о порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, Положение о порядке ведения кадастра торфяного фонда. Положение о порядке ведения государственного кадастра атмосферного воздуха, Положение о порядке ведения государственного водного кадастра, Положение о порядке ведения государственного кадастра недр и некоторые другие подзаконные нормативные правовые акты о природоресурсных кадастрах.
Однако ни один из рассмотренных выше кадастров не сформировался как действенная организационно-правовая и экономико-экологическая информационная система обеспечения управления природопользованием и охраной окружающей среды. Вместо этих кадастров ведутся, например, кадастровые справочники водного и торфяного фондов, кадастровая книга лесного фонда и т. д.
Представляется, что более оправдано развивать и совершенствовать действующую земельно-кадастровую систему, тесно увязывать ее с системами кадастров других природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов. В этой связи необходимо разработать и принять Закон «Об экологическом кадастре», разделами которого должны быть нормы по регулированию ведения кадастров природоресурсной (земельного, водного, лесного, атмосферного пространства, недр, животного мира и других природных ресурсов) и природоохранной (особо охраняемых природных территорий и объектов, захоронений и т. д.) сфер. В развитие норм предлагаемого закона следует разработать положения о кадастрах конкретных видов природных ресурсов, особо охраняемых природных территорий и объектов, захоронениях отходов и т. д.
Структура любого из предлагаемых кадастров должна состоять из:
а) естественно-физического элемента, включающего количественную и качественную характеристику объекта кадастра и отражающего его содержание;
б) хозяйственного элемента, характеризующего производственную или непроизводственную ценность такого объекта в качестве средства производства, естественной «кладовой» и предопределяющего направления, цели, формы, методы, характер и масштабы его использования.
Содержащаяся и экологическом кадастре информация может быть использована для прогнозирования, планирования, нормирования, лимитирования, организации и осуществления ценообразования, налогообложения, принятия иных управленческих решений по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
Экологическая экспертиза. Дефиниция «экспертиза» в переводе с французского означает «опытный» и представляет собой исследование специалистом-экспертом вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, социальной сферы и т. д. Истощение природных богатств, деградация окружающей среды и опасность наступления экологического коллапса обусловили появление специфической оценочной деятельности в виде экологической экспертизы.
Правовое регулирование оценочно-экспертной деятельности осуществляется законом «Об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе», Инструкцией Минприроды «О порядке проведения государственной экологической экспертизы документации» и другими актами законодательства. Экологическая экспертиза может быть государственной и общественной.
Еще статьи по теме
Программа по решению экологических проблем на территории Красноярского края
Экологическое
состояние на территории Красноярского края можно определить как
неблагополучное.
На
природную среду Красноярского края длительный период времени оказывают
интенсивное воздействие такие экологически опасные отрасли промыш ...
Стратегия устойчивого развития
Современное состояние общества характеризуется многими
кризисными явлениями, связанными, прежде всего, с технизацией всех сфер
человеческой деятельности. Важными следствиями этих явлений является
возникновение противоречий в отношениях чел ...