Вопросы формирования экологических представлений у студентов
Философское знание как результат рефлексии над мировоззренческими универсалиями культуры может существовать в различных формах. Главные среди них - абстрактнопонятийная и художественно-образная. Проникновение в основы мироздания и поиск места человека в нем с помощью строгих категориально-философских схем дает логически-стройное, системно-организованное, структурно-упорядоченное знание. Выражение сущностных характеристик бытия на языке художественных смыслообразов таковым не является. Оно концептуально размыто, лишено четких семантических берегов, полно намеков и недомолвок. Но если абстрактно-понятийный философский дискурс является «холодным», беспристрастным, отчужденным от чувственности человека, то художественно-образный всегда эмоционально окрашен, индивидуально переживаем, выступает в форме личностного знания.
В наибольшей степени сказанное касается т.н. «философской поэзии», лучшие образцы которой представляют собой своеобразное «созвучие ума и сердца» (И.В. Киреевский), сплав Логоса и Красоты. Великие мастера художественного слова «дочувствуются» до истины, видят и слышат вечное и бесконечное, а, нередко, и осязают онтологический ход исторического времени. Более того, многие из них настойчиво приглашают читателя переводить вместе с ними смысл в зримость или слышимость, делятся своим опытом синестезического видения мира («Сонет о гласных» А. Рэмбо, «Глоссалолия» А. Белого, «Азбучная радуга» В. Набокова и др.).
Важно также отметить, что присутствие в соответствующей системе философского знания национальной компоненты (философия как «живая душа народа») наиболее четко просматривается именно тогда, когда ее идейное содержание переложено на язык ярких поэтических образов. Это вполне объяснимо. Ведь поэзия, наполненная философско-мировоззренческим и гражданско-патриотическим звучанием, по словам И.А. Ильина, является «органом национального самосознания» [1, с. 174].
Превращение сухих абстрактно-понятийных схем философии в живое, эмоционально- окрашенное, переживаемое знание важно при освещении любых философских тем. Ведь истина прочно усваивается только тогда, когда при ее восприятии задействован не только разум, но и чувства. Потребность в синтезе эмоционального и рационального особенно остро ощущается в процессе осмысления глобальных экологических проблем современности. Студенты должны не просто понять, но и прочувствовать весь трагизм ситуации, в которой оказалась человеческая цивилизация на пороге XX-XXI вв. Обходиться здесь лишь сухим абстрактно-понятийным или графико-схематическим языком недостаточно. Экологическую, как впрочем, энергетическую, демографическую и иную проблематику (а это в соответствии с общеобразовательными стандартами высшей школы рекомендовано делать прежде всего при изучении философии) нужно пропустить, как говорится, через сердце. И здесь неоценимую помощь оказывает «философская поэзия».
Фрагменты каких поэтических произведений уместнее всего использовать при освещении экологической глобалистики - это в значительной степени вопрос эстетического вкуса преподавателя. Важно только, чтобы поэтические образы, литературные афоризмы, раздумья мастеров художественного слова оживляли сухие, категориально-понятийные схемы философии, наполняли их эмоциональной «плотью» и «кровью», делали их более яркими и запоминающимися и, что чрезвычайно важно, стимулировали процесс нравственного переживания истины и тем самым способствовали формированию нового экологического мышления и соответствующего ему способа взаимодействия с окружающей средой.
Еще статьи по теме
Особенности пространственно-функциональной организации лесной растительности лесостепной полосы Нижегородского Поволжья
Дубравы
в широком смысле являются наиболее уязвимым типом растительности средней полосы
России. В Поволжском регионе они - один из ключевых компонентов лесостепных
ландшафтов, но в настоящее время подверглись глубокой деградации и находятс ...
Леса Западной Сибири и их экологическая роль
По лесопокрытой площади леса Западной Сибири занимают 15%
площади лесов РФ, по запасу же древесины их удельный вес возрастает до 25%, что
свидетельствует о преобладании здесь спелых лесов более высокой
производительности, чем в Европейской ...