Влияние объектов транспортно-дорожного комплекса на качество городской среды
Концентрация пыли на высоте 1 м превысила ПДК в 10 раз, а на высоте 20 м она соответствует уровню ПДК. Основная масса пыли (90%) сосредоточена на высоте до 10 м, но с увеличением высоты растет ее дисперсность. Содержание тонких фракций в воздушном потоке на высоте 25 м составляет уже 74%. Там же сделан вывод о том, что интенсивность образования и распространения пыли зависит от качества дорожного полотна, от состояния почвенного покрова придорожной зоны и метеоусловий (скорости воздушных потоков и влажности пылевидного материала), а определяющими факторами пылевзметывания являются влажность пылевидного материала на дороге и средняя скорость движения транспортных средств (Чекмарева, 2002).
При выпадении дождей, таянии снега загрязняющие вещества (нефтепродукты, взвешенные вещества, антигололедные соли, тяжелые металлы и другие вредные вещества), находящиеся на асфальтированной поверхности дороги, смываются и с ливневыми стоками попадают в реки и водоемы. Хотя степень загрязнения водоемов, рек и ручьев ливневыми стоками с поверхности автодорог по масштабам обычно уступает промышленно-коммунальным сбросам, однако с асфальтированной поверхности крупных автомагистралей, к примеру, КАД в Санкт-Петербурге, при интенсивности транспортного потока ч 60-100 тыс. автомашин в сутки загрязнение ливневых вод становится весьма высоким и соизмеримым по своему воздействию с промышленными стоками. Выявлено, что годовой сток с 1 км автодороги при интенсивности движения 10 тыс. автомобилей содержит 540 кг пыли, 1 кг свинца, 0,4 кг цинка, 5,8 кг масел (Денисов, Лукманов, 2006).
По данным (Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, 1995), концентрация нефтепродуктов в ливневых водах, стекающих с асфальтированной поверхности, составляет в дождевых водах 24 мг/л, в талых водах 26 мг/л, взвешенных веществ 1300 мг/л и 2700 мг/л, свинца 0,28 мг/л и 0,3 мг/л, соответственно. По литературным источникам, концентрации загрязняющих веществ в ливневых водах с автодорог в условиях Санкт-Петербурга могут достигать по взвешенным веществам 17000 мг/л, нефтепродуктам 4-7 мг/л и даже 60 мг/л (Нежиховский, 1990). По данным натурных измерений в г. Москве, концентрация нефтепродуктов в ливневом стоке в среднем достигала 20-30 мг/л, взвешенных веществ 1000-3000 мг/л (Дикаревский, Курганов, Нечаев, Алексеев, 1990).
При сооружении полотна дороги, мостов, эстакад, развязок в наибольшей степени нарушается почвенный покров, изменяется естественный ландшафт. Русловые процессы приобретают повышенную интенсивность, особенно это заметно при углублении дна, спрямлении русел рек в ходе строительства мостов (Денисов, Лукманов, 2006).
Под автодороги отчуждаются значительные земельные площади (Платонов, 2002). Так, на строительство 1 км современной магистрали требуется до 10-12 га территории. Помимо этого, дополнительные площади отводятся для технологических целей: устройства складов хранения строительных материалов, мест стоянок транспортной техники, размещения снятого с дороги грунта, постройки временных сооружений и подъездов и т д. Особенно большие площади занимают транспортные развязки; от 15 га при пересечении двухполосных дорог до 35 га при пересечении магистралей с шестью полосами движения (Павлова, 2000). Кроме того, автомобильные дороги, как линейные инженерные сооружения, вносят существенные изменения в природный ландшафт. Транспортный поток вызывает микросейсмические колебания почвы, которые симулируют оползневые явления. В результате прокладки автомобильных дорог активизируются процессы водной и ветровой эрозии земель. Загрязнение атмосферы выхлопными газами за многолетний период эксплуатации автомобильной дороги, а также накопление продуктов истирания шин и покрытия неизбежно вызывают изменение физико-химических свойств почвы в пределах зоны влияния дорог.
Еще статьи по теме
Экологические проблемы автомобильного транспорта
Ежегодно в мире в автомобильных двигателях
внутреннего сгорания сжигается около 2 млрд. т нефтяного топлива. При этом
коэффициент полезного действия в среднем составляет 23%, остальные 77% уходят
на обогрев окружающей среды.
В крупных г ...
Эколого-экономическое обоснование системы раздельного обращения с твердыми бытовыми отходами в Санкт-Петербурге
Жизнедеятельность человека неизбежно связана с образованием огромного
числа разнообразных отходов. В последние десятилетия по всему миру увеличился
рост потребления, что привело к существенному увеличению объёмов образования
твёрдых бытовы ...