Оценка экологического состояния Азовского и Черного морей на техногенно нагруженных участках
Состояние экосистем Черного и Азовского морей за последние годы оценивается как неблагополучное.
В последние десятилетия в связи с интенсификацией химической, пищевой промышленности, сельскохозяйственной деятельностью, дампинга грунтов, добычей песка, транспортировкой нефте- и газопродуктов, развитием инфраструктуры портов резко возросло антропогенное загрязнение шельфовой зоны Черного и Азовского морей биогенными элементами и ксенобиотиками. Загрязнение происходит через речной и береговой стоки.
В Черном море многие площади шельфа с благоприятными гидрологическими и гидрохимическими условиями для существования богатейших бентосных и планктонных сообществ, ранее являвшимися основным нерестилищем большинства видов черноморской ихтиофауны, утратили свою рыбохозяйственную значимость.
Перенасыщение вод биогенными элементами вызывает эвтрофирование значительных акваторий морей. Все это приводит к заморным явлениям в придонных горизонтах, гибели богатейших бентосных биоценозов и изменениям в структуре планктонных сообществ (обеднению видового разнообразия, снижению биомассы кормового зоопланктона). Резкий дефицит кислорода у дна Азовского моря, часто наблюдающийся в летний период, нередко сопровождается прямой гибелью рыб и донных организмов.
Моря подвергаются загрязнению не только сточными водами от объектов, расположенных на берегу, но и стоками морских судов, находящихся в портах, на рейде. Слив в море балластных вод от промывки танкеров многими авторами считается основным источником загрязнения нефтью прибрежных морских вод и берегов. Загрязнение прибрежных морских вод может происходить в процессе разгрузочно-погрузочных работ, а также бытовыми сточными водами. Таким образом, морские порты являются значительным источником антропогенных загрязнителей морей.
С целью выяснения степени загрязнения Азовского и Черного морей в местах максимальной техногенной нагрузки, на полигонах расположенных в акваториях портов Азовского моря: Ейского и Темрюкского, Керченского пролива: порт Кавказ, портов Черного моря: Тамань (Железный рог), Новороссийск, Туапсе и Геленджикской бухты было проведено инструментальное обследование качества морской среды и донных отложений более чем по 20 показателям (рН; общая минерализация; растворенный кислород; взвешенные вещества; калий; кальций; натрий; магний; БПК5; сульфаты; хлориды; карбонаты (гидрокарбонаты); нефтепродукты; СПАВ; тяжелые металлы (ртуть, кадмий, медь, цинк, хром, никель, свинец).
В осенний период в большинстве наблюдаемых случаев осенью происходит снижение БПК5 и улучшение газового режима воды, связанное с более интенсивным ветровым перемешиванием воды. Активная реакция воды во всех портах не выходит за нормируемые пределы.
Содержание взвешенных веществ в воде Азовского моря, в т.ч. в акватории Ейского морского порта, более высокое по сравнению с другими портами (рис.1).
Рисунок 1. Содержание взвешенных веществ в акваториях портов
Общая минерализация наиболее высока для соленых вод портов Черного моря. Вода Керченского пролива относится к солоноватым водам.
Такая же минерализация воды в порту Темрюк. В Ейском порту минерализация исследованных проб значительно снижается, вода относится к группе солоноватых вод. Относительно более высокое содержание растворенных веществ характерно для полигонов акватории портов, расположенных в районах нефтетерминалов.
Подтверждена закономерность в снижении солености воды Черного моря (от порта Туапсе до порта Тамань), далее воды Керченского пролива (порт Кавказ) и Азовского моря (от порта Темрюк до порта Ейск).
Распределение солености воды по акватории портов Черного и Азовского морей незначительно отличается от фоновой (открытое море), за исключением порта Туапсе на полигонах которого в районах сухогрузных причалов и рыбного причала соленость составила 26,0-26,2‰, что определялось повышенным содержанием хлор-ионов - 1,22 ПДК (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение солености в акватории портов
черный азовский биогенный соленость
Изменения состава воды по гидрокарбонатным, карбонатным показателям в акваториях морских портов не наблюдалось. Единично наблюдался сдвиг карбонатного равновесия в сторону растворения карбонатов, что наблюдается при увеличении двуокиси углерода в воде и вызывает, в свою очередь, незначительное снижение рН в наблюдаемых случаях.
Величина общей жесткости наиболее высока для воды Новороссийского порта, что было обусловлено повышенным содержанием магния - 1,4-1,8 ПДК в остальных портах жесткость воды снижается и достигает минимума в акватории Ейского порта и Азовского моря в районе Таганрогского залива (рис.3). Изменения воды по этим показателям в акваториях морских портов не установлено.
Еще статьи по теме
Особо охраняемые ландшафты Беларуси
Ландшафтоведение - физико-географическая наука, предметом
исследования которой выступают сложные природные территориальные и
антропогенные комплексы - ландшафты. Важнейшей научной предпосылкой
формирования ландшафтоведения явилась идея вза ...
Мониторинг воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды г. Чебоксары Чувашской Республики
Начало
второй половины XX столетия ознаменовалось интенсивным процессом
автомобилизации общества. Развитие автомобильного транспорта предопределило две
четко выраженные и противоречивые тенденции. С одной стороны, достигнутый
уровень авто ...