Общая характеристика принципов социоприродной этики
Одной из главных характеристик современного мира, социоприродной системы, является ее нестабильность, непредстказуемость, неравновесность, хаотичность. Причиной дестабилизации называют неадекватность социальной подсистемы возможностям природы. Поддерживаемое энтропийно-неэнтропийное состояние системы - условие ее равновесия. Преобладание процессов разрушения над созиданием ведет к гибели, созидания над разрушением - к «перегреву» системы, нарушению равновесия.
Обладая потенциалом саморазвития, самоорганизации, самоактуализации, реализуя свою глубинную сущность - одухотворенный разум, человек может надеяться, что в период бифуркации социоприродной системы он станет одним из аттракторов, реальным участником выбора системой нового пути развития.
В основе социоприродной этики лежат следующие принципы:
. Свобода человека по отношению к природе относительна. Люди не могут наладить разумное хозяйствование, не подчиняясь требованиям законов природы. Человек в своем целеполагании подчиняется природе, поэтому он может оптимально войти в биосферу (образовывая при этом социально-экологическую систему), если, воздействуя на естественную среду, устанавливает с ней оптимальные связи, основанные на необходимых зависимостях, не противоречащих объективным законам.
Некоторые процессы, вызванные технической деятельностью человека, направлены противоположно по отношению к естественному ходу их в биосфере (рассеивание металлов, руд, углерода и др. биогенных элементов, торможение минерализации и гумификации, освобождение законсервированного углерода и его окисление, нарушение крупномасштабных процессов в атмосфере, влияющих на климат и т.п.). Вернадский считал возможным говорить даже об автотрофной роли человека, понимая под этим возрастающие масштабы искусственного синтеза органических веществ, часто даже не имеющих аналогов в живой природе.
. Для формирования гармоничной личности необходимо ее непрерывное (причем с самого раннего детства) образование, способствующее становлению экологического сознания и культуры. Основной принцип подобного воспитания – целостность мировосприятия и цельность самой личности, что означает рассмотрение ею себя и человечества в целом не в качестве исключительного субъекта, оторванного от природы, а как единое целое, являющееся подсистемой природы и космоса.
. Формирование экологической культуры, (которая выступает в виде процессов и форм адаптации человека и общества к окружающей их среде) должно начинаться с развития экологического сознания. Его сущность заключается в понимании того, что сохранение биосферы – это не только сохранение естественных основ человеческого бытия, без которых человек не сможет жить, существовать ни как биологический вид, ни как социальный субъект, но и возможность перехода на более высокую ступень социоприродного существования, когда система «общество–природа» будет находиться в состоянии устойчивого равновесия.
. Разум, не контролируемый нравственностью, может привести к гибели цивилизации. Современное воздействие человека на природу с помощью технико-технологических систем вызывает, как правило, нежелательные побочные результаты, а в своем желании избавиться от них человек не всегда выбирает лучшие из имеющихся форм природопользования и природопроизводства. Но вся конкретная деятельность человека имеет причины, порождающие ее. Именно поэтому антропогенная деятельность неразрывно связана с процессами, происходящими в биосфере и космическом окружении планеты, а взаимодействие общества и природы можно рассматривать как своеобразный геобиосоциогенез.
В XXI веке человечество должно удвоиться, комплексное воздействие человечества на биосферу увеличивается значительно интенсивнее прироста самого человечества, поэтому нагрузка на биосферу возрастет многократно. Если раньше человечество не задумывалось о судьбе отходов жизнедеятельности, а потому и не планировало замкнутых циклов производства, природа сама утилизировала эти отходы. По сравнению с круговоротом веществ в биосфере человеческие отходы долгое время оставались незначительными, однако многократное увеличение промышленного и сельского производства привело к масштабному загрязнению воды, воздуха, почвы. Социально-экономическое развитие общества пришло в явное противоречие с ограниченными ресурсовоспроизводящими и жизнеобеспечивающими возможностями биосферы. Происходит истощение естественных ресурсов суши и океана, безвозвратная потеря видов растений и животных, загрязнение окружающей среды, упрощение и деградация экосистем.
Еще статьи по теме
Экологическая характеристика некоторых групп птиц Нижней Волги
Орнитофауна Нижней Волги в пределах Волгоградской и Астраханской областей
содержит 346 видов. 283 вида зарегистрированы в Астраханском заповеднике и на
сопредельной с ним территории приморской части дельты Волги.
Зоогеографический
анали ...
Мониторинг воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды г. Чебоксары Чувашской Республики
Начало
второй половины XX столетия ознаменовалось интенсивным процессом
автомобилизации общества. Развитие автомобильного транспорта предопределило две
четко выраженные и противоречивые тенденции. С одной стороны, достигнутый
уровень авто ...