Стратегия и понятие устойчивого развития
В другом документе, принятом на этой же конференции - «Повестке дня» - каждой стране было рекомендовано разработать национальную стратегию устойчивого развития на основе экономических, социальных и природоохранных планов, обеспечивая их согласованность. При этом отмечалось, что одной из целей стратегии должно стать обеспечение социально надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия по охране окружающей природной среды в интересах будущих поколений. В «Повестке дня» было рекомендовано разрабатывать национальной (государственной) стратегии устойчивого развития на основе тщательной оценки нынешней ситуации и инициатив, при самом широком участии всех слоев общества и органов государственной власти. «Повестка дня» привлекла внимание управленческих структур, общественных, научных и деловых кругов к проблемам охраны окружающей среды и устойчивого развития. Разработка стратегий устойчивого развития способствовала созданию новых подходов в природоохранной политике. К их числу относятся стратегическая оценка окружающей среды, делающая упор на выявление кумулятивных последствий хозяйственной деятельности и на воздействии правительственных планов и решений в различных сферах социально-экономического развития на окружающую среду; разработка показателей устойчивого развития; создание природоориентированных систем управления предприятиями и компаниями; осуществление комплексного контроля над загрязнением окружающей среды (включая разработку соответствующих законодательных актов) одновременно в различных средах предприятиями в течение всего их жизненного цикла до стадии отходов; разработка регистров выбросов, сбросов и переносов загрязняющих веществ; расширение «торговли» разрешениями на неиспользованные выбросы в атмосферу и воду; выпуск ценных бумаг; заключение добровольных соглашений между промышленными компаниями или ассоциациями с правительством о взятии на себя добровольных обязательств о заботе об окружающей среде, не дожидаясь принятия решений или законодательных актов; совместное проведение природоохранных мероприятий странами разных уровней развития (например, путем инвестиций со стороны стран - «финансовых доноров»); внедрение комплексного природоохранного и экономического учета на основе системы национальных счетов, одобренной ООН и т.п. [4].
Национальные стратегии устойчивого развития имеют различные акценты. Так, в Великобритании - это сохранение окружающей природной среды, в Канаде - основные потребности человека, во Франции - перечень различных приоритетных тем (например, в 1995 г. - разработка показателей для устойчивых городов и природные проблемы городов). В основе Стратегии устойчивого развития США лежит тесная связь между природоохранными, экономическими проблемами и вопросами социального равноправия, четко осознается, что некоторые показатели - занятость, производительность труда, зарплата, капитал и сбережения, прибыль, информация, знания и образование - должны расти, а другие - загрязнение окружающей среды, отходы и бедность - должны сокращаться [11].
Таким образом, человечество приняло новую парадигму развития. То есть в глобальном масштабе переход к устойчивому развитию императивен: рациональной альтернативы ему нет. Человечество выживет как вид только в том случае, если сумеет установить такое равновесие между собственной жизнедеятельностью и возможностями биосферы, которое не просто сохраняло бы живой мир, но позволяло бы постоянно воспроизводить возобновляемые ресурсы планеты и обеспечить экономное использование невозобновляемых ресурсов как минимум до тех пор, пока широкий выход человека в Мировой океан и космическое пространство не откроют перед ним новые резервы энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов. Но в национальном и региональном масштабах это означает, что принятые первоначально два аспекта устойчивости развития - природоохранный и экономический - недостаточны для претворения концепции устойчивого развития в жизнь: они должны дополняться теперь другими аспектами: социальным, информационным, управленческим и др.
Еще статьи по теме
Снижение уровня загрязненности рек г. Новокузнецка
С помощью системного анализа можно исследовать различные
социально-экономические процессы и системы для лучшего понимания проблемы и
поиска мероприятий по ее разрешению. В данной расчетной работе мы с помощью
методов системного анализа рас ...
Программа по решению экологических проблем на территории Красноярского края
Экологическое
состояние на территории Красноярского края можно определить как
неблагополучное.
На
природную среду Красноярского края длительный период времени оказывают
интенсивное воздействие такие экологически опасные отрасли промыш ...