Какой вариант лучше?
Наименее квалифицированный вариант - сжигание изношенных шин в качестве топлива. При этом ценное сырьё безвозвратно теряется, да и с экономической точки зрения это неперспективно, поскольку на изготовление легковой автошины расходуют около 35 л нефти, а её сжигание по теплопроводной способности эквивалентно 6-8 л нефти. К тому же этот метод экологически вреден, так как при сгорании автомобильных покрышек в цементных печах образуется сера, в получаемом продукте (клинкере) связывается металл, а выделяющиеся окись и сульфид цинка представляют серьёзную опасность для окружающей среды. Более того, получаемые в малых количествах хлорированный диоксин и фуран - вообще ядовитые вещества. Кстати, уже доказано, что в планетарном масштабе сжигание автопокрышек усиливает парниковый эффект, ведь при сгорании тонны шин образуется 3700 кг С02, и чтобы в существующих печах обеспечить полное и безопасное сжигание шин, необходимы дорогостоящие очистные сооружения для улавливания вредных газов и соединений тяжёлых металлов.
С этих позиций использование изношенных автомобильных и тракторных шин в качестве топлива носит, скорее, конъюнктурный характер, поскольку содержащиеся в них материалы должны не уничтожаться, а использоваться при изготовлении новой продукции.
Ещё один способ переработки старых автопокрышек - высокотемпературная деструкция изношенных шин в тяжёлых минеральных маслах, в результате чего получается суспензия «растворённой» резины: углеводородный конденсат, горючий газ и металл. В зависимости от условий получения суспензия может использоваться для производства гидроизоляционных материалов, мастик, в качестве сырья для нефтехимии, котельного и печного топлива, а также битума. После дожига в печи выбросы в атмосферу не содержат высокотоксичных веществ, а их состав напоминает вещества, образующиеся при сжигании мазута.
Однако у этого способа утилизации шин есть существенный недостаток - пожаро- и взрывоопасность. К тому же до сих пор никто не дал убедительного экономического и экологического обоснования по целесообразности применения такой технологии.
Поэтому одним из самых распространённых способов переработки изношенных шин остаётся пиролиз, при котором автопокрышки под воздействием тепла и без притока кислорода разделяются на твёрдые, жидкие и газообразные вещества. При этом длинные полимерные цепи распадаются на водородные молекулярные частицы. Однако и в этом случае на большинстве установок получаемые продукты не покрывают затрат на их производство: пиролизное масло, сажа и сталь получаются низкого качества и не пользуются рыночным спросом.
Пожалуй, лишь компания «ЭнержРи-серчИнтернейшнл» усовершенствовала пиролиз на установке фирмы «Реактор» и в значительной мере решила эти проблемы. По данным компании, в год такая установка может переработать 1 млн. легковых покрышек (9-10 тыс. т), получая из каждой тонны 606 л дизельного масла № 2, 227 кг высококачественного технического углерода и 136-182 кг стальной проволоки, а также метан с суммарной теплотворной способностью 190 МДж.
Но и эта технология не лишена серьёзного недостатка: при разделении шины на составные части высококачественный углеводородный полимер превращается в низкокачественную продукцию, спрос на которую ограничен, хотя на его производство и затрачиваются большие средства. По мнению специалистов, широкое применение этот метод получит только в том случае, если цены на первичное сырьё значительно вырастут, а технология оптимизируется за счёт улучшения конструкции пиролизного реактора.
Еще статьи по теме
Проблемы экологизации сельского хозяйства
Современное
сельское хозяйство является высокоразвитой отраслью деятельности человека,
которая оказывает огромное воздействие на окружающую среду. Сельское хозяйство
нашей страны имеет высокоразвитое животноводство. Крупные животноводчески ...
Экономическая взаимосвязь промышленных предприятий и окружающей среды
Во все времена человек стремился к улучшению качества жизни,
что побуждало его использовать все новые и новейшие технологии. Двадцатый век
стал отправной точкой подъема развития и роста промышленного производства.
Однако, результатом таког ...