Законодательство РФ в области обращения с ТБО
В соответствии с Конституцией РФ [5] охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, а также законодательство об охране окружающей среды относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, в Российской Федерации сфера обращения с твердыми бытовыми отходами регулируется на уровне федерального и регионального законодательства.
Основным документом в области экологического права является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [6]. Основным документом, регулирующим область обращения с отходами, является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» [7].
В России в настоящее время федеральная юридическая база обращения с отходами насчитывает более 100 действующих документов, в том числе федеральные законы, постановления Правительства РФ, стандарты (ГОСТ), документы, изданные Министерством природных ресурсов и экологии РФ, документы бывшего Минздрава и нынешнего Роспотребнадзора, документы Госстроя, документы Ростехнадзора и прочих ведомств, включая Минрегионразвития РФ и даже РАО ЕС России. Однако она находится в крайне неудовлетворительном состоянии и для улучшения сложившейся ситуации российская законодательно-нормативная база должна быть усовершенствована и обновлена.
Необходимо ликвидировать многочисленные проблемы, имеющиеся в нормативных документах, которые издаются независимо друг от друга различными федеральными ведомствами, вследствие чего появляются нелепые требования и противоречивые указания. Эти противоречия создают ситуации, когда любое действие природопользователя может привести к нарушению им одного из нормативов и, соответственно, к наказанию, что открывает широкие возможности для коррупции.
Но помимо устранения недостатков, существующих в федеральной нормативной базе по обращению с отходами, требуется принять меры, которые могут предотвратить появление новых недостатков в будущем. Для этого функцию осуществления выпуска федеральных нормативных документов для данной сферы хозяйственной деятельности должно осуществлять только одно федеральное ведомство, а не несколько независимых друг от друга ведомств одновременно, как это происходит в настоящее время.
Кроме того, при составлении новых нормативных документов нужно принимать во внимание специфику российской рыночной экономики, а также учитывать существенные географические, демографические, хозяйственные и иные особенности, характерные для различных субъектов Российской Федерации.
В связи с существующей проблемой Законодательному Собранию Санкт-Петербурга и администрации города необходимо выступить с совместной инициативой по упорядочению федеральной законодательно-нормативной базы по обращению с отходами.
Еще статьи по теме
Экологическая характеристика некоторых групп птиц Нижней Волги
Орнитофауна Нижней Волги в пределах Волгоградской и Астраханской областей
содержит 346 видов. 283 вида зарегистрированы в Астраханском заповеднике и на
сопредельной с ним территории приморской части дельты Волги.
Зоогеографический
анали ...
Стратегии охраны природы
Человек - один из многочисленных видов животных,
обитающих на Земле. Одна из особенностей его в том, что среди прочих видов у
него самая сильная средопреобразующая деятельность. В последний век она
приобрела такой размах, что встал вопрос ...