Основы формирования экологического мировоззрения современного человека
- педагогическую технологию составляют процессы целеполагания, информирования, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля, коррекции;
- управление психическим развитием учащихся состоит в последовательном переводе их из одного психического состояния в другое;
- обучаемый и обучающийся выступают в качестве субъектов по отношению к себе и к другим;
- позиция учащегося и, в конкретном случае, студента в качестве субъекта процесса обучения и самообразования становится фактором развития его личности;
- критериями эффективности обучения и воспитания рассматриваются содержание и уровень сформированности социального мировоззрения и профессиональной позиции личности как форм становления психического развития.
По мнению В.А. Якунина, общим принципом акмеологического воздействия в педагогике должен стать перевод студентов из созерцательной и исполнительской позиции в позицию активного субъекта деятельности. Различие типов обучения обусловлено, прежде всего, применяемыми методами в образовательном процессе. Например, целью проблемного обучения является процесс решения задач. В активных методах обучения преобладают организационно-коммуникативные элементы, тогда как в традиционном обучении наибольшее внимание уделяется содержанию передаваемой информации. В.А. Якунин считает, что процесс обучения должен включать все возможные к применению методы, тогда как название он получает по методу преобладающему в нем.
Цели и задачи в труде ученого-педагога разнообразны и варьируют от глобальных, заданных социальным заказом общества, до конкретных, определяемых возможностями контингента учащихся. Педагогические задачи всегда нестандартны и требуют творческого философско-акмеологического подхода и осмысления. Главным результатом труда, в этом случае, становится наличие позитивных качественных изменений в психическом развитии субъекта обучения. Способы деятельности ученого-педагога находятся в контексте высоконормативного социального поведения, определяемого системой этических норм. Личностное развитие субъекта обучения предполагает не только обретение знаний, умений и навыков, соответствующих образовательным стандартам, принятым в обществе, но и в формировании качеств личности, необходимых для активной жизни и деятельности в обществе настоящего и будущего, формировании мировоззренческих смыслов понимания человека, мира, целей, необходимости дальнейшего развития глобализации жизни и, соответственно, социальных оснований политики.
Таким образом, сущность профессиональной деятельности ученого-педагога, исходя из понимания философско-акмеологических основ мировоззрения современного человека, состоит в определении направлений формирования фундаментальных представлений о мире, месте личности в нем, возможных способов взаимоотношений между миром и человеком, основных стратегиях жизни и деятельности, формировании профессионала с четко выраженной гуманистической акмеологической направленностью, дающей возможность, сохраняя национальное самосознание, руководствоваться мировоззренческими универсалиями больших социальных общностей.
Еще статьи по теме
Эколого-ценотические особенности прибрежно-водной растительности Кореновского района
Кореновский
район - это золотистые плодородные поля, густые заросли лесных посадок, богатые
рыбой реки и водоёмы Кубани. Расположенный в центральной части Краснодарского
края Кореновский район по своему местоположению является официальным
...
Резервное складирование золошлаков Красноярской ТЭЦ-2
Золоотвалы
являются звеном технологического цикла тепловых энергетических станций,
работающих на твердом топливе, и предназначены для организованного
складирования золошлаковых отходов. По своему функциональному назначению
золоотвалы отно ...