Основы формирования экологического мировоззрения современного человека
- педагогическую технологию составляют процессы целеполагания, информирования, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля, коррекции;
- управление психическим развитием учащихся состоит в последовательном переводе их из одного психического состояния в другое;
- обучаемый и обучающийся выступают в качестве субъектов по отношению к себе и к другим;
- позиция учащегося и, в конкретном случае, студента в качестве субъекта процесса обучения и самообразования становится фактором развития его личности;
- критериями эффективности обучения и воспитания рассматриваются содержание и уровень сформированности социального мировоззрения и профессиональной позиции личности как форм становления психического развития.
По мнению В.А. Якунина, общим принципом акмеологического воздействия в педагогике должен стать перевод студентов из созерцательной и исполнительской позиции в позицию активного субъекта деятельности. Различие типов обучения обусловлено, прежде всего, применяемыми методами в образовательном процессе. Например, целью проблемного обучения является процесс решения задач. В активных методах обучения преобладают организационно-коммуникативные элементы, тогда как в традиционном обучении наибольшее внимание уделяется содержанию передаваемой информации. В.А. Якунин считает, что процесс обучения должен включать все возможные к применению методы, тогда как название он получает по методу преобладающему в нем.
Цели и задачи в труде ученого-педагога разнообразны и варьируют от глобальных, заданных социальным заказом общества, до конкретных, определяемых возможностями контингента учащихся. Педагогические задачи всегда нестандартны и требуют творческого философско-акмеологического подхода и осмысления. Главным результатом труда, в этом случае, становится наличие позитивных качественных изменений в психическом развитии субъекта обучения. Способы деятельности ученого-педагога находятся в контексте высоконормативного социального поведения, определяемого системой этических норм. Личностное развитие субъекта обучения предполагает не только обретение знаний, умений и навыков, соответствующих образовательным стандартам, принятым в обществе, но и в формировании качеств личности, необходимых для активной жизни и деятельности в обществе настоящего и будущего, формировании мировоззренческих смыслов понимания человека, мира, целей, необходимости дальнейшего развития глобализации жизни и, соответственно, социальных оснований политики.
Таким образом, сущность профессиональной деятельности ученого-педагога, исходя из понимания философско-акмеологических основ мировоззрения современного человека, состоит в определении направлений формирования фундаментальных представлений о мире, месте личности в нем, возможных способов взаимоотношений между миром и человеком, основных стратегиях жизни и деятельности, формировании профессионала с четко выраженной гуманистической акмеологической направленностью, дающей возможность, сохраняя национальное самосознание, руководствоваться мировоззренческими универсалиями больших социальных общностей.
Еще статьи по теме
Экологический мониторинг леса
Леса
Беларуси, занимая 38,5 процента ее территории, являются наиболее крупной и
функционально значимой частью природного ландшафта, необходимым фактором
экологического равновесия и устойчивого развития страны. Управление лесами и
лесным х ...
Экономическая взаимосвязь промышленных предприятий и окружающей среды
Во все времена человек стремился к улучшению качества жизни,
что побуждало его использовать все новые и новейшие технологии. Двадцатый век
стал отправной точкой подъема развития и роста промышленного производства.
Однако, результатом таког ...